Никита Явейн: Время рисования фасадов прошло Печать E-mail

Image 30/12/2013 Руководитель «Студии 44» о конкурсах, новых объектах и стилях, в которых больше нельзя проектировать.

Никита Явейн © «Студия 44»

 

Архи.ру:
Никита Игоревич, последний раз мы с Вами общались два года назад, и одной из центральных тем разговора тогда стали только что отгремевшие конкурсы на проекты реконструкции Новой Голландии и Политехнического музея, результаты которых Вас, мягко говоря, изумили. Насколько тема конкурсов актуальна для «Студии 44» сейчас?

 

Никита Явейн:
– В конкурсах мы по-прежнему очень активно участвуем, считая этот способ получения заказов одним из самых интересных с профессиональной точки зрения. В этом году, в частности, приняли участие в нескольких больших конкурсах на объекты в Астане – на «Экспо», на министерство обороны (пока вышли в финал, итоги еще не подведены) и на Дворец молодежи(выиграли).  Несколько знаковых конкурсов состоялось и в Петербурге, например, на жилой комплекс на набережной Карповки и концепцию застройки района на Октябрьской набережной, которые мы выиграли,  и на «Судебный квартал», в котором проиграли. Вообще мы выбрали для себя такую тактику: разрабатывая концепцию, вкладываемся в нее по максимуму, но не изменяем своим принципам. В частности, мы никогда не делаем ставку на «вау-эффект» и не работаем «в стилях». 
Архитектурная концепция «Регулярный город» © «Студия 44»
Архитектурная концепция «Регулярный город» © «Студия 44»

 

– Мне кажется, вы только что назвали две самых беспроигрышных стратегии выигрывания конкурсов.

 

– Мне вообще кажется, что сегодня проводится все больше конкурсов, итоги которых очень легко предсказать заранее. И это меня чрезвычайно беспокоит и удручает. Города продолжают заполняться псевдоархитектурой, откровенным китчем, хотя еще недавно, казалось бы, была надежда на то, что эта тема навсегда осталась в 2000-х… Нет, я вполне понимаю американцев, которые искренне считают, что Венеция в Лас-Вегасе лучше настоящей Венеции – чище, аккуратнее, дешевле, пахнет лучше, и гондольеры вежливее, но зачем из настоящего многослойного исторического города делать Лас-Вегас?..

 

– Не секрет, что для очень многих, по крайней мере в России, проектирование «в стилях» по-прежнему является синонимом сохранения исторического города.

 

– Это обман, причем бесстыдный! По моим наблюдениям, именно такие проекты наносят городу наибольший урон. И дело не только в искажении подлинной исторической ткани – уверяю вас, этими высокими материями обеспокоены единицы, – а в том, что именно прикрываясь «классицизмом», проще и быстрее сносятся ценные средовые объекты, у архитектора и девелопера как бы развязываются руки: мол, подумаешь, построим то же самое. А вот современная архитектура входит в город более осторожно и ответственно, что, на мой взгляд, вдвойне хорошо ее характеризует.
Олимпийский вокзал в Сочи © «Студия 44»
Олимпийский вокзал в Сочи © «Студия 44»

 

Олимпийский вокзал в Сочи. Интерьер. © «Студия 44»
Олимпийский вокзал в Сочи. Интерьер. © «Студия 44»

 

– Лишь в части конкурсов побеждает то или иное архитектурное решение, гораздо чаще архитекторы сегодня вынуждены «меряться» стоимостью своих услуг, как это, например, произошло с Апраксиным двором, в последнем тендере на разработку концепции реконструкции которого победило бюро Тимура Башкаева, предложившее смехотворно низкую цену. Как, на Ваш взгляд, сложится судьба этой площадки?

 

– На моей памяти было разработано уже около десяти проектов реконструкции Апраксина двора, в том числе самыми именитыми иностранцами. Эти предложения можно разделить на два типа: первые полностью игнорировали охранное законодательство, вторые – соображения окупаемости. Это все были очень красивые концепции, но складывалось ощущение, что их авторы уверены: все делается за бюджет и кому-то дарится. Что касается Тимура Башкаева, то я глубоко уважаю его как архитектора, но пока не очень понимаю, как он собирается заниматься этой многострадальной площадкой – насколько я знаю, у его мастерской нет лицензии на работу с памятниками. Та работа, что уже выполнена, пока вряд ли может называться проектом, скорее, это схема функционального зонирования, и экономика в ней отсутствует. А ведь с учетом расселения стоимость квадратного метра жилья составит там не меньше 100-120 тысяч рублей, а то и все 170 тысяч. Кто купит себе квартиру за такие деньги, особенно в доме без парковки и с рестораном на первом этаже? Может быть, в Москве такие чудеса и возможны, но в Петербурге они никогда не станут массовым явлением – доходы у горожан не те, увы! Так что, мне кажется, ставить точку в истории поиска оптимального сценария развития Апраксина двора пока рано. Думаю, что в итоге если какой-то проект и будет реализован, то тот, что совместит требования по охране памятников с минимальной рентабельностью. Все остальные разработки умрут собственной смертью.

 

– А прямых заказов, когда застройщик обращается в мастерскую напрямую, у вас сейчас много?

 

– Да, достаточно много. Я думаю, это следствие наработанного опыта и хорошей репутации – мы умеем доводить проекты до реализации и делаем это качественно, а потому заказчики обращаются к нам снова и снова. И поскольку в нашей стране этот бизнес по-прежнему во многом строится на доверии, мы очень ценим заказчиков, которые к нам возвращаются, и вообще, если совсем честно, сейчас стараемся работать преимущественно с теми из них, с кем уже прошли проверку «в бою».

 

Сейчас у нас идет ряд крупных реставрационных проектов – Александровский дворец,«Михайловская дача», приспособление Первого кадетского корпуса под нужды Санкт-Петербургского университета. Есть крупные объекты нового строительства – район «Галактика» за Варшавским вокзалом, офисный комплекс около Сытного рынка, Железнодорожный музей. Уже достроен Олимпийский вокзал в Сочи. Сейчас начинаем работу над третьей очередью Академии Эйфмана.
Александровский дворец © «Студия 44»
Александровский дворец © «Студия 44»

 

Академия балета  © «Студия 44»
Академия балета © «Студия 44»

 

– В одном из недавних интервью Вы сказали, что считаете Академию балета одной из лучших построек за всю свою карьеру.

 

– Я очень горжусь этим объектом, правда. На стесненном участке, в очень непростых градостроительных условиях нам удалось создать не просто комплекс, функционально отвечающий поставленной задаче, но целый особый мир, все архитектурно-интерьерные элементы которого, я надеюсь, будут способствовать творческому развитию учащихся. Третья очередь академии разместится в расположенной рядом школе 1930-х годов постройки. Ее внешние габариты и фасады мы сохраняем, а вот внутри перестраиваем, продолжая тему придуманного нами «детского мира» – системы камерных террас, атриумов, площадок. А во дворе школы будет построен зрительный зал, который с основным зданием будет соединен переходом.

 

– Этот проект действительно подкупает своим изяществом и филигранностью проработки всех мельчайших деталей. Совсем другой характер «Студия 44» придала жилому комплексу на Карповке – проекту, который вызвал шквал критики за свою монументальность и брутальность.

 

– Я думаю, что бы мы там ни сделали, это вызвало бы споры, слишком уж ответственное место. Но то, что там сейчас, разрыв угла, тоже ужасно, и понятно, что это нужно исправлять. Мы продолжаем дорабатывать наш проект, и, возможно, мы слегка поторопились опубликовать первоначальные эскизы – сейчас силуэт, пластика, фасады проработаны гораздо глубже, и мы надеемся, что этот комплекс станет достойной частью «фасада» набережной. Это, конечно, очень зависит еще и от качества реализации, которое сейчас, увы, слишком часто оставляет желать лучшего… Пожалуй, это единственное, в чем я завидую московским коллегами: себестоимость строительства у нас гораздо ниже, чем в Москве, но на качестве это сказывается колоссально. Заказчик просто не может позволить себе дорогие материалы и опытных подрядчиков. Особенно комфорт-класс «проседает», конечно. Компенсировать это мы пытаемся градостроительными средствами, создавая продуманную и комфортную среду обитания, например, как в «Идеальном городе». Вообще градостроительные проекты мне сейчас интереснее – мне кажется, время рисования фасадов прошло, и добиться принципиально иного качества среды можно только с помощью градостроительных стратегий в макро-масштабе.

 

– Таким макро-масштабом для Вас является и работа в Астане?

 

– Там что ни проект, то эксперимент. Сейчас работаем над Дворцом молодежи, и это настолько грандиозный объект, что я даже с трудом могу его осознать. И ведь он продолжает расти! Сейчас к нему, например, еще добавили дворец бракосочетания. Думаю, нигде в мире больше нет объекта, в котором бы в одном объеме сочеталось столько коммерческих и некоммерческих функций. И мне искренне хочется посмотреть на ту компанию, которая будет им управлять. Впрочем, у меня и про Дворец школьников были похожие опасения, но я был там недавно, все живет и работает, хотя я приехал неожиданно и никто «картинку» для меня не готовил.
Дворец молодежи в Астане © «Студия 44»
Дворец молодежи в Астане © «Студия 44»

 

– Не собираетесь ли вы открывать в Казахстане офис «Студии 44», раз там так много заказов?

 

– Не думаю, что он нужен. Там работает компания «Базис» – девелоперско-строительно-проектная организация, наш надежный партнер и союзник, – и все проекты мы делаем вместе с ними. Завоевывать казахский рынок в одиночку «Студия 44» не будет.
Дворец школьников в Астане © «Студия 44»
Дворец школьников в Астане © «Студия 44»

 

– А вообще за последние годы в мастерской появилось много новых сотрудников?

 

– Строго говоря, мастерская за эти годы превратилась в бюро, в состав которого входят целых три мастерских. Одна занимается реставрацией и приспособлением памятников, вторая ведет крупные жилищные проекты, а третья, которую лично я больше всего курирую, отвечает за экспериментальные, зарубежные и общественные объекты. С точки зрения творчества нынешняя структура «Студии 44» даже несколько крупновата – у нас все чаще случаются объекты, которые идут абсолютно параллельно друг другу. Думаю, не за горами тот день, когда часть выросших в наших стенах сотрудников откроет собственное дело – я всячески им в этом помогу, хотя далеко отпускать единомышленников не собираюсь. 
Железнодорожный музей © «Студия 44»
Железнодорожный музей © «Студия 44»

 

Железнодорожный музей. Интерьер. © «Студия 44»
Железнодорожный музей. Интерьер. © «Студия 44»
 

ПУБЛИКАЦИИ

ЭТО МОЕ МЕСТО ПАРКОВКИ!

 Фотограф Илья Варламов, Москва. "Гуляя по Щукино наткнулся на очень странный двор на улице Маршала Рыбалко. Все свободное пространство около советской панельной 16-этажки было заасфальтировано и размечено под парковочные места. Но самое странное - все парковочные места были захвачены. Для захвата использовались подручные средства: кто-то положил старую покрышку, кто-то натянул ленточку, кто-то поставил конус. Захват парковочных мест во дворах довольно часто встречается в Москве, но чтобы он был таким массовым, я вижу впервые..."
Подробнее...
 
Голубев С.Г. О формировании пешеходно-рекреационных зон г.Владимира

ImageИдея губернатора И.М. Долгорукова создать первый бульвар для прогулок на южной оконечности кремлевского холма (осуществленная 200 лет назад), давно подтвердила и сохраняет свою плодотворность. Как и мечтал губернатор, этот зеленый островок (ныне любимый всеми Пушкинский бульвар) сразу затмил величавой природной красотой московские бульвары, хотя до сих пор остался в старых границах.

/

Подробнее...
 
Схема пешеходной зоны

27/03/2014 Предложение по организации пешеходной зоны в г.Владимире. Проект Почетного строителя РФ Е.Г.Бирюкова.

ф

ф

Подробнее...
 
Военный космодром
27/04/14 Григорий Ревзин об олимпийских объектах в Сочи. Олимпийский парк в Сочи закрылся для подготовки к Паралимпийским играм. Это второе и последнее спортивное событие, которое парк будет принимать в нынешнем виде. Что ждет объекты дальше — по-прежнему неизвестно. По данным Bloomberg, содержание новой сочинской инфраструктуры только в ближайшие три года обойдется в семь миллиардов долларов. Специально для «Ленты.ру» архитектурный критик Григорий Ревзин оценил итоги большой олимпийской стройки — и пришел к выводу, что планы по использованию Олимпийского парка после Игр-2014 переоценивать не следует.
Подробнее...
 
Никита Явейн: Время рисования фасадов прошло

30/12/2013 Руководитель «Студии 44» о конкурсах, новых объектах и стилях, в которых больше нельзя проектировать.

Подробнее...
 
Досталось всем

20/10/2013 Евгения Гершкович – о книге Григория Ревзина «Русская архитектура рубежа ХХ – ХХI  веков».

Подробнее...
 
Walk [Your City]: партизанская навигация

Автор: Лера Чубара 

21/09/2013 Недавно сайт urbanurban.ru писал об испанской карте Metrominuto, которую придумали в муниципалитете, чтобы освободить центр города от машин и заставить жителей больше ходить пешком. А в Северной Каролине местный активист сам развесил по городу пешеходные указатели и придумал систему навигации, которую взяла на вооружение администрация города.

Если развитие туризма во Владимире не просто благие намерения властей, то стоит задуматься и о городской навигации.

/

Подробнее...
 
«Они — ЛСД, а мы — пивасика. Архитектура такая же получается»

25-11-2013 Критик Григорий Ревзин и архитектор Дарья Парамонова о лужковском стиле

Подробнее...
 

КОНКУРСЫ

Второй Всероссийский архитектурный конкурс «ФАСАДОМЕТРИЯ»

 Вниманию архитекторов, конструкторов, ГАПов и ГИПов проектных организаций России, студентов профильных вузов!

Подробнее...
 
Ходынка: 6 эскизов и 4 портфолио
15/03/2014 Во второй тур конкурса прошло 10 команд: 4 российские и 6 зарубежных, 5 по портфолио и 5 по эскизным концепциям, но одна, кроме портфолио, принесла еще и эскиз.
Подробнее...
 
Молодежный конкурс
4/11/2013 Студенты и молодые архитекторы и дизайнеры приглашаются к участию в конкурсе на лучший дизайн лестницы.
Подробнее...
 
Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика»
28/07/13 Работы на конкурс принимаются до 25 октября 2013 года.
Подробнее...
 
Архиконкурс 2012

6/08 Творческий человек – это море эмоций, шквал чувств и переживаний, масса впечатлений и творческих идей, вырывающихся наружу и сносящих всё на своем пути.

Подробнее...
 
2012-2013 учебный год института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

21/07 «Стрелка» приглашает студентов на третий год своей образовательной программы — интенсивного исследовательского проекта, участники которого работают под руководством известных российских и зарубежных экспертов над актуальными проблемами в области архитектуры, дизайна, медиа, урбанистики, социологии, политики и т.д.
Подробнее...
 
Молодежный архитектурный фестиваль «Артерия 2012»
 21/07  Дата 28.07.2013 - 31.07.2013
Подробнее...
 

Нормативные документы

Отделка квартир новых жилых домов
7/11/12 Согласно приказу Департамента строительства и архитектуры Владимирской области №219 от 22.12.2004 в новых жилых домах для коммерческой продажи отделку жилых помещений можно было выполнять по минимуму, то есть, если  вкратце: окна, двери, стяжка, голые стены. Теперь...
 
Перечни стандартов и правил
21/10 Перечни стандартов, документов и сводов правил, обязательных и добровольных, применяемых в проектировании и при проведении экспертизы проектов.
 
Пособия к СНиП 2.08.02-89 Общественные здания

25/09 Десять самых нужных пособий по проектированию общественных зданий

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий торговли

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий бытового обслуживания

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование проедприятий общественного питания ...

 
Письмо славного МЧС России
24/09 К сожалению, узнали об этом письме только сейчас. Это замечательное творение Министерства по чрезвычайным ситуациям снова заставляет нас пользоваться нормами СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство", положения которого уже были  отменены этим же министерством в 2009 году в связи с выходом ФЗ №123 "Техрегламент о требованиях пожарной безопасноcти".
 
Своды правил по пожарной безопасности

19/09 СП 1...12.13130.2009

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 
Постановление №87

19/09

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 г. N 87

 О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИИ ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ

 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 N 427,от 21.12.2009 N 1044, от 13.04.2010 N 235,от 07.12.2010 N 1006, от 15.02.2011 N 73,от 25.06.2012 N 628)

 

 
Проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ...»
10/09 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»»
 
Градостроительный Кодекс РФ

16/08

Редакция 6/12/2011. C комментариями в отдельных файлах

 
СНиП Актуализированные

16/08

 
"Профессиональный стандарт "Архитектурно-строительное проектирование"

25/07 Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативно-методический документ добровольного применения, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

 
Стандарт профессиональной деятельности архитектора

13/07 П р о е к т, I редакция

РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА. СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ. 

Москва 2012

Источник http://uar.ru/we/announcements/1882/

 

 
Сообщение о применении актуализированной редакции СНиП при проектировании зданий и сооружений
13/07 Письмо директора Департамента строительства и архитектуры
 
Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р

12/07 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

 
Проект Закона об архитектурной деятельности
29/02
 
Проект Федерального Закона по ГИПам и ГАПам
29/02 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации