«RE: новация». Денис Степанов Печать E-mail
07/08/13 Разговор об архитектуре двух несостоявшихся архитекторов,  который, по стечению обстоятельств, происходил в МАрхИ. Оба, и интервьюер и интервьюируемый, ушли из профессии, но не изменили творчеству.
Денис Степанов – амбициозный выпускник МАрхИ,  на счету Дениса организация нескольких масштабных андеграундных мероприятий, громких флешмобов и создание собственной студии звукозаписи.
Екатерина Тараскина – в прошлом архитектор, сегодня фотограф, журналист,  автор портала ARCHiPEOPLE.
ТЕКСТ: Екатерина Тараскина
ФОТО: Александра Голикова
Екатерина: Денис, мне интересно пообщаться с человеком, который так же, как и я ушел из профессии и находится в поиске своего уникального пути развития. Расскажи о себе и о том, чем ты занимаешься, что чувствуешь.
Денис: Несколько лет назад,  в бытность мою архитектором, все было хорошо. Ситуация в профессии круто изменилась после кризиса - работать стало достаточно напряженно. Сегодня все хотят от архитектора, чтобы он один мог делать все: чертил, визуализировал, вел надзор, работал допоздна, выходил в выходные. А хорошо платить при этом не хотят. Но дело даже не в зарплате. Вкладывая такие силы, ты, естественно, ждешь какой-то отдачи.
Какие сегодня перспективы в архитектуре? Ты можешь работать, работать, и тебя в конце концов поставят ГАПом на какие-то известные проекты. Но при этом, если ты работаешь в фирме, ты все равно идешь под именем этой фирмы.  Это вроде бы твой проект, а вроде и не твой. Какие-то личные перспективы возможны, только если ты открываешь свой бизнес. Но открывать бизнес в нашей стране нужно, уже имея некоторую базу: знакомые, родители в архитектуре…
Екатерина: А твои родители архитекторы?
Денис: Нет. Но мне всегда нравилось креативить, чертить, что-то создавать. Я люблю глобально мыслить. Я почему и говорю постоянно про перспективы. Архитектура этому учит: понимать что-то не с одной стороны, а видеть все вместе, как это должно быть.
Мне хочется привносить новое, но так, чтобы это новое было реализовано. Через архитектуру реализовать сегодня что-то свое в нашей стране практически нереально.
Есть один важный момент, который я понял. Ты должен ценить свое время и вкладывать большое количество личных ресурсов, только когда получаешь достойную отдачу. Иначе у тебя не будет сил на новый этап. Этот обмен должен идти постоянно. В архитектуре сейчас его нет. Проекты идут годами, а по сути ты лишь реализовываешь прихоть заказчика. Тратишь себя целиком, а что получаешь взамен?
Я довольно много общался с архитекторами, проводил с ними время – пытался какие-то «движухи» мутить. Но в итоге все упиралось в то, что они не особо что-то хотят делать сами.  Полностью погружены в офисную работу. В итоге получается, что архитектор в массе своей - обычный «офисный планктон». Он не творит. Все творчество заканчивается на эскизах.
Архитектура – это престижно и высокооплачиваемо, если ты достиг определенного уровня. Но сейчас это не творчество.  Это коммерция, политика – все, что угодно, но не творчество. А нас же всех учат, что архитектура – это творчество. И когда ты выходишь из института, попадаешь совсем в другую реальность. Ты знаешь, кстати, что МАрхИ недавно вошел в список  самых неэффективных ВУЗов (7 место)?
Екатерина: Не так давно об этом писал Евгений Асс: «главной проблемой является полный разрыв архитектурного образования с реальностью современной жизни во всех ее проявлениях».
Денис: Тут дело даже не в образовании, а в том, как у нас в России устроена архитектура: все на связях, на стереотипах и шаблонах, нет людей которые хотят вкладывать деньги в идеи. Я работал ГАПом вГипрогоре, несколько месяцев был главным архитектором Старой Купавны и видел эту ситуацию изнутри.
Екатерина: И как ты для себя решил бороться с этой ситуацией?
Денис: Я создал студию звукозаписи. Когда у тебя есть свое дело, есть клиенты, когда ты работаешь только на себя и сам создаешь себе график, творчество полностью твое. Мне больше не нужно ни у кого ничего утверждать.
Екатерина:  В прошлом году ты активно взялся развивать культуру андеграунда, хотел вывести «подпольное» искусство на новый уровень. Говорил: «нужно, чтобы андеграунд стал мейнстримом – тогда в освободившейся нише появится что-то принципиально новое».  В тебе еще живы эти идеи? Продолжаешь начатое?
Денис: Андеграунд очень много дает в плане понимания того, как все устроено. Через нарушение запретов, законов. Реальная жизнь ведь не в офисах, не в интернете, она на улицах. В интернете все абстрактно. И законы тоже абстрактны.
Только выйдя на улицу, в неформальный мир, ты понимаешь, что такое реальная жизнь, и у тебя появляется множество идей.
Я считаю, что у творческих людей обязательно должна быть связь с андеграундом. Но закончив МАрхИ и сидя в офисе, ты никогда не поймешь всей соли того, что происходит в мире, в творчестве, на соседней улице.
 Из неформального черпают идеи для развития. 
Давай на примере музыки. Один из основателей классического даб-степа писал треки – один трек в день, абсолютный андеграунд, никакого качества. Он сам говорит в интервью: «Я просто накладываю различные шумы».  Свою музыку "из ничего" он дал продюсеру, тот послушал – "прикольно", продвинул – и человек знаменит на весь мир. В Европе есть эта связь неформального и формального.  Из неформального черпают идеи для развития. У нас такой связи нет.
Я пытался создать эту связь, но все оказалось намного хуже. Потому что люди, которые у нас творят, рисуют, пишут музыку, не хотят развиваться. Если на Западе неформалы реализуются, то у нас все просто тусуются. Периодически проходят выставки. «Фарш», выставки в ГТ (Прим. ред.: известный недостроенный трубно-кабельный коллектор в Москве), в Сьянах (Прим. ред.: заброшенные каменоломни).… Но это все делается для себя, для своей компании. Этот «Фарш» проходит уже несколько лет. Ну и что?
Идеи есть, но их нужно выцеплять. Брать концепты и продюсировать.
Екатерина: Что ты планируешь делать для этого?
Денис: В первую очередь - создать площадку. Я разрабатываю масштабный музыкальный портал, потому что нигде в интернете нет толковой площадки для общения представителей шоу-бизнеса. Я планирую собрать вокруг себя активных людей. Мы уже сейчас можем продвигать талантливую молодежь, если она сама готова что-то делать для этого. Например, мы делаем летом open-air - готовы приглашать креативных художников или людей, которые делают интересные шоу.
Екатерина: Не боишься новых разочарований?
Денис: Разочарования будут постоянно. Я это уже понял.
Но сейчас мне проще. Музыка - это основное, чем я сейчас занимаюсь. Это не только приносит мне базовый доход, но и помогает расширять нужные знакомства. И у меня уже есть возможность как-то влиять на эту тусовку. Я не тороплюсь. Медленное планомерное развитие - путь, который сейчас актуален, он работает. Резко ничего не изменить абсолютно нигде: ни в архитектуре, ни в музыке.
Я и в архитектуре пытался действовать поступательно. Но там это не работает. Ты что-то предлагаешь, и это сразу зарубают на корню. И я для себя не придумал никакой схемы, как здесь что-то можно изменить.
Наверное нужно вместо Кремля что-то другое построить, чтобы у всех перевернулось сознание: «Как такое произошло?».
Екатерина: В июле 2012 ты пошел за поддержкой в ВООПИиК (Прим. ред.: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - ред.). Хотел делать яркие мероприятия в стенах полузаброшенных исторических зданий: c одной стороны, развивать андеграунд, c другой, привлекать внимание к проблеме архитектурных памятников. Чем закончилась эта история?
Денис: Все прошло так же, как попытки расшевелить ГИПРОГОР.ВООПИиК никак не сможет нам содействовать. Самое лучшее, что они предложили, звонить охранникам или владельцам зданий и с ними договариваться. Искать помощи у ВООПИиК – большой неработающей «машины» – нет смысла.
Екатерина: Ты говоришь, что в российском андеграунде никто ничего не хочет делать. Но в последнее время все чаще появляются качественные проекты, многие ребята становятся известными за пределами тусовки. Как пример, руфер Виталий Раскалов,  интернет-проект об экстриме Show yourself и многие другие. Это ли не продвижение андеграунда?
Денис: Можно назвать подобную деятельность продвижением андеграунда. Но большинство вкладывается в проекты не для того, чтобы что-то развивать глобально, а для того, чтобы продвигать себя, зарабатывать деньги, кидать понты. Я хочу получить не известность, заказы и деньги, а влияние, чтобы иметь возможность изменить ситуацию.
Екатерина: Институт, работа архитектором как-то помогли тебе в твоих сегодняшних проектах?

Денис: Я взял базу, которая дается в институте, но она не архитектурная. Очень важно не то, какая у института специализация, а как он учит мыслить.


Мой институт неправильно рассказал мне об архитектуре, но он научил меня мыслить глобально, дал те базовые знания, которые нужны для жизни и движения вперед.

 

Сейчас темпы развития очень высоки, и человек должен уметь познавать новое, должен научиться учиться. Потому что он закончит институт, и всё, чему его там научили, устареет, а умение познавать - останется. И у него будет тот навык, который поможет ему выкарабкаться.

 

Источник: http://archipeople.ru/people/interviews/interviews_714.html

  

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

ЭТО МОЕ МЕСТО ПАРКОВКИ!

 Фотограф Илья Варламов, Москва. "Гуляя по Щукино наткнулся на очень странный двор на улице Маршала Рыбалко. Все свободное пространство около советской панельной 16-этажки было заасфальтировано и размечено под парковочные места. Но самое странное - все парковочные места были захвачены. Для захвата использовались подручные средства: кто-то положил старую покрышку, кто-то натянул ленточку, кто-то поставил конус. Захват парковочных мест во дворах довольно часто встречается в Москве, но чтобы он был таким массовым, я вижу впервые..."
Подробнее...
 
Голубев С.Г. О формировании пешеходно-рекреационных зон г.Владимира

ImageИдея губернатора И.М. Долгорукова создать первый бульвар для прогулок на южной оконечности кремлевского холма (осуществленная 200 лет назад), давно подтвердила и сохраняет свою плодотворность. Как и мечтал губернатор, этот зеленый островок (ныне любимый всеми Пушкинский бульвар) сразу затмил величавой природной красотой московские бульвары, хотя до сих пор остался в старых границах.

/

Подробнее...
 
Схема пешеходной зоны

27/03/2014 Предложение по организации пешеходной зоны в г.Владимире. Проект Почетного строителя РФ Е.Г.Бирюкова.

ф

ф

Подробнее...
 
Военный космодром
27/04/14 Григорий Ревзин об олимпийских объектах в Сочи. Олимпийский парк в Сочи закрылся для подготовки к Паралимпийским играм. Это второе и последнее спортивное событие, которое парк будет принимать в нынешнем виде. Что ждет объекты дальше — по-прежнему неизвестно. По данным Bloomberg, содержание новой сочинской инфраструктуры только в ближайшие три года обойдется в семь миллиардов долларов. Специально для «Ленты.ру» архитектурный критик Григорий Ревзин оценил итоги большой олимпийской стройки — и пришел к выводу, что планы по использованию Олимпийского парка после Игр-2014 переоценивать не следует.
Подробнее...
 
Никита Явейн: Время рисования фасадов прошло

30/12/2013 Руководитель «Студии 44» о конкурсах, новых объектах и стилях, в которых больше нельзя проектировать.

Подробнее...
 
Досталось всем

20/10/2013 Евгения Гершкович – о книге Григория Ревзина «Русская архитектура рубежа ХХ – ХХI  веков».

Подробнее...
 
Walk [Your City]: партизанская навигация

Автор: Лера Чубара 

21/09/2013 Недавно сайт urbanurban.ru писал об испанской карте Metrominuto, которую придумали в муниципалитете, чтобы освободить центр города от машин и заставить жителей больше ходить пешком. А в Северной Каролине местный активист сам развесил по городу пешеходные указатели и придумал систему навигации, которую взяла на вооружение администрация города.

Если развитие туризма во Владимире не просто благие намерения властей, то стоит задуматься и о городской навигации.

/

Подробнее...
 
«Они — ЛСД, а мы — пивасика. Архитектура такая же получается»

25-11-2013 Критик Григорий Ревзин и архитектор Дарья Парамонова о лужковском стиле

Подробнее...
 

КОНКУРСЫ

Второй Всероссийский архитектурный конкурс «ФАСАДОМЕТРИЯ»

 Вниманию архитекторов, конструкторов, ГАПов и ГИПов проектных организаций России, студентов профильных вузов!

Подробнее...
 
Ходынка: 6 эскизов и 4 портфолио
15/03/2014 Во второй тур конкурса прошло 10 команд: 4 российские и 6 зарубежных, 5 по портфолио и 5 по эскизным концепциям, но одна, кроме портфолио, принесла еще и эскиз.
Подробнее...
 
Молодежный конкурс
4/11/2013 Студенты и молодые архитекторы и дизайнеры приглашаются к участию в конкурсе на лучший дизайн лестницы.
Подробнее...
 
Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика»
28/07/13 Работы на конкурс принимаются до 25 октября 2013 года.
Подробнее...
 
Архиконкурс 2012

6/08 Творческий человек – это море эмоций, шквал чувств и переживаний, масса впечатлений и творческих идей, вырывающихся наружу и сносящих всё на своем пути.

Подробнее...
 
2012-2013 учебный год института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

21/07 «Стрелка» приглашает студентов на третий год своей образовательной программы — интенсивного исследовательского проекта, участники которого работают под руководством известных российских и зарубежных экспертов над актуальными проблемами в области архитектуры, дизайна, медиа, урбанистики, социологии, политики и т.д.
Подробнее...
 
Молодежный архитектурный фестиваль «Артерия 2012»
 21/07  Дата 28.07.2013 - 31.07.2013
Подробнее...
 

Нормативные документы

Отделка квартир новых жилых домов
7/11/12 Согласно приказу Департамента строительства и архитектуры Владимирской области №219 от 22.12.2004 в новых жилых домах для коммерческой продажи отделку жилых помещений можно было выполнять по минимуму, то есть, если  вкратце: окна, двери, стяжка, голые стены. Теперь...
 
Перечни стандартов и правил
21/10 Перечни стандартов, документов и сводов правил, обязательных и добровольных, применяемых в проектировании и при проведении экспертизы проектов.
 
Пособия к СНиП 2.08.02-89 Общественные здания

25/09 Десять самых нужных пособий по проектированию общественных зданий

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий торговли

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий бытового обслуживания

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование проедприятий общественного питания ...

 
Письмо славного МЧС России
24/09 К сожалению, узнали об этом письме только сейчас. Это замечательное творение Министерства по чрезвычайным ситуациям снова заставляет нас пользоваться нормами СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство", положения которого уже были  отменены этим же министерством в 2009 году в связи с выходом ФЗ №123 "Техрегламент о требованиях пожарной безопасноcти".
 
Своды правил по пожарной безопасности

19/09 СП 1...12.13130.2009

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 
Постановление №87

19/09

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 г. N 87

 О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИИ ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ

 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 N 427,от 21.12.2009 N 1044, от 13.04.2010 N 235,от 07.12.2010 N 1006, от 15.02.2011 N 73,от 25.06.2012 N 628)

 

 
Проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ...»
10/09 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»»
 
Градостроительный Кодекс РФ

16/08

Редакция 6/12/2011. C комментариями в отдельных файлах

 
СНиП Актуализированные

16/08

 
"Профессиональный стандарт "Архитектурно-строительное проектирование"

25/07 Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативно-методический документ добровольного применения, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

 
Стандарт профессиональной деятельности архитектора

13/07 П р о е к т, I редакция

РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА. СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ. 

Москва 2012

Источник http://uar.ru/we/announcements/1882/

 

 
Сообщение о применении актуализированной редакции СНиП при проектировании зданий и сооружений
13/07 Письмо директора Департамента строительства и архитектуры
 
Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р

12/07 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

 
Проект Закона об архитектурной деятельности
29/02
 
Проект Федерального Закона по ГИПам и ГАПам
29/02 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации